Нельзя унижать ребёнка, придумывать ему клички, прозвища, зло высмеивать, иронизировать, акцентировать внимание на ошибках, просчётах, неудачах.

 Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровым наказанием.

 Нельзя злоупотреблять нравоучениями: во-первых, дети с трудом воспринимают фразы, состоящие более чем из восьми слов, а во-вторых, короткие указания обладают конкретным эффектом.

 Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее, легко пообещать – выполнить трудно.

 Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти и самостоятельность, ибо каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.

 Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно, найти лучший вариант.

 Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту и возможностям ребёнка: поэтому надо знать, изучать своего ребёнка, а он меняется.

 Нельзя лишать ребёнка права оставаться ребёнком: пусть будет в нём всё то, что свойственно ребёнку; помните, что образцовый ребёнок – это несчастный ребёнок, он не может быть самим собой.

 Нельзя приклеивать ребёнку ярлыки: «Он у меня застенчивый», «Он у меня трусливый» и т.д.

 Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: такого, как ваш, ни у кого нет.

 Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.

 Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребёнка; лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.

 Нельзя бесцеремонно проникать в уголки личной жизни ребёнка: он имеет право на свой интимный мир; ведите себя так, чтобы он сам приоткрыл часть его.

 Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребёнка возникает злость на весь мир.

Родители – пример для подражания

Но часто взрослые сталкиваются с тем, что замечания и долгие воспитательные беседы практически не приносят результата. Это связано с тем, что подросток в процессе осознания своей индивидуальности начинает противопоставлять себя взрослым.

Но, как ни парадоксально, именно в подростковом возрасте пример родителей – самое действенное средство воспитания.  Чрезмерное давление на ребенка, стремление подавить, избыточные и несправедливые наказания – все это только больше убеждает ребенка в «праве сильного», то есть в том, что агрессия и насилие – наиболее эффективные способы разрешения конфликтов.

Если в родительской семье существует атмосфера доверия и уважения, между самими родителями и между детьми;  если взрослые проявляют уважение к мнению подростка, которое может не совпадать с их мнением, то подросток получает опыт действенной практики поиска компромисса и  диалога как эффективного способа решения споров и конфликтов. Он не просто учиться находить и предлагать такие компромиссы, но и эта модель переносится им и на отношения с остальными людьми. Ведь ,несмотря на подростковый бунт, именно модель общения, принятую в родительской семье человек в большинстве случаев воспроизводит в своей семье, также как способ решения конфликтов и выстраивания взаимоотношений он «выносит» из отношений с родителями.

Поэтому, основной путь воспитания подростка – это воспитание своим примером, когда на практике он может убедиться в правильности ценностей и образа жизни родителей, а в качестве дополнения и поддержки такой уверенности необходимы беседы, обсуждения и информирование подростка.